Брусчатка: преимущества, виды, особенности укладки

Брусчатка

Клинкерная брусчатка – это строительный материал для мощения тротуаров, дорожек, придомовых и других территорий. Она изготавливается из тугоплавких видов глин способом высокотемпературного обжига. Иногда такой материал называют тротуарным, дорожным или мостовым клинкером.

Описание

Стандартная клинкерная брусчатка представляет собой полнотелый кирпич, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда. Некоторые производители выпускают квадратный, округлый и фасонный клинкер. Цвет зависит от сорта глины и пигментов, которые добавляются в исходное сырье. В основном это натуральная гамма цветов: терракотовый, охристый, белый, желтый, кирпично-красный и т. п.

Преимущества

  • Высокая прочность. Известные бренды выпускают клинкерную брусчатку, которая выдерживает нагрузку до 2000 кг/см². Стандартная продукция других изготовителей по своей прочности не уступает вибропрессованной бетонной плитке аналогичной формы и размеров.
  • Низкая гигроскопичность. Она почти в два раза ниже, чем у бетонной тротуарной плитки. Клинкерная брусчатка устойчива к низкой температуре, практически не впитывает жидкости любого вида: воду, масло, химические реагенты.
  • Безопасность. В отличие от вибролитой плитки тротуарный клинкер имеет шероховатую поверхность и сохраняет свои противоскользящие свойства в условиях дождя и снегопада. Это делает его хорошим выбором для регионов с частыми осадками.
  • Однородность цвета. Тротуарный клинкер равномерно окрашен по всему объему. Такая однородность цвета достигается благодаря подбору нужных сортов глины, температуры и технологии обжига. Плитка может укладываться как лицевой, так и обратной стороной, а также сохраняет цвет при истирании.

К условным недостаткам клинкерной брусчатки можно отнести ее высокую стоимость и меньшее разнообразие форм, чем у тротуарной плитки. Однако они вполне компенсируются долговечностью и декоративностью изделия.

Виды клинкерной брусчатки

При подборе клинкера под свои задачи следует учесть его классификацию по нескольким параметрам.

По назначению. Различают:

  • для пешеходных зон. В покрытиях используется тротуарный клинкер толщиной до 42 мм. Такая брусчатка укладывается в местах, где отсутствует движение транспорта: на придомовых территориях, для мощения зон, прилегающих к офисным и торговым центрам, на приусадебных участках, тротуарах, для мощения дорожек в зеленых насаждениях и т. п.;
  • автомагистралей. Для зон с проездом легковых авто выбирается клинкер толщиной от 45 мм, для транспортных единиц весом более 5 тонн – 52 мм и более. Конкретный тип клинкерной брусчатки подбирается под особенности трассы с учетом ее трафика и максимального тоннажа автомобилей.

По размеру. Согласно ГОСТ 32311-2012 толщина изделия должна быть не менее 40 мм, а отношение длины к ней – не более 6. Номинальные размеры клинкерной брусчатки определяются изготовителем. К наиболее востребованным размерам относятся изделия 200 х 100 х 52 мм и 200 х 100 х 50 мм.

По цветовому оформлению. Производители предлагают две основных категории клинкерной брусчатки:

  • однотонную. Изделия равномерно окрашены по всей поверхности;
  • с градиентом. Клинкер имеет переход от темного к более светлому оттенку.

Особенности мощения клинкерной брусчаткой

Технология работ почти не отличается от мощения другими строительными материалами. Однако есть ряд отличительных особенностей:

  • Толщина подушки (подстилающего основания). Для обычной пешеходной зоны она должна быть 20–25 см, для проезда легковых автомобилей – 40 см и более. Для мощения автомагистралей и дорог с постоянным проездом транспорта весом более 5 тонн подушка должна соответствовать глубине промерзания.
  • Зазор между клинкерными модулями. Для покрытий с проездом транспорта он должен составлять 4–6 мм и заполняться песком или другими строительными смесями, пропускающими воду. Без зазоров клинкерная брусчатка может укладываться только на территориях с небольшой нагрузкой. 

Укладка клинкера с учетом перечисленных особенностей позволяет создать долговечное, безопасное и привлекательное покрытие, как пешеходное, так и дорожное.